Инвестиции, наука, технологии, инновации – единственно верный путь долгосрочного устойчивого стратегического развития Ульяновской области

СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ МОРОЗОВ
ГУБЕРНАТОР УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

Ульяновская область, в  отличие от многих других регионов России, не имеет существенных ресурсов углеводородов, металлов и  другого сырья. Поэтому с давних пор визитной карточкой региона являются машиностроение  – особенно производство самолетов, автомобилей и  приборов, – строительство, легкая промышленность и сельское хозяйство, а также немалый, динамично растущий год от года научный и инновационный потенциал.
Главным богатством области всегда были талантливые и трудолюбивые люди. Отнюдь не случайно здесь, на берегах крупнейшей реки Европы, родилось так много великих людей, прославивших Россию и свою малую родину на весь мир. Достаточно, наверное, назвать Николая Карамзина, Дениса Давыдова, Ивана Гончарова, Владимира Ленина. А ведь были еще Языков, Григорович, Минаевы, Керенский. На ульяновской земле трудились академик Сахаров и ученый
разносторонних интересов и размаха, достойного гениев эпохи Возрождения и века Просвещения, профессор Любищев. Здесь мальчишкой начинал жизнь и  блистательную карьеру величайший футбольный вратарь в  истории человечества Лев Яшин. Имена самородков симбирско-ульяновской земли можно перечислять еще долго. Не зря край называют родиной талантов.

Депрессия

На заре XXI века регион погрузился в глубокий социально-экономический кризис, он прочно занимал одно из последних мест в “турнирной таблице” субъектов Российской Федерации. Застыли многочисленные заводы, одно за другим банкротились сельскохозяйственные предприятия. Горожане не видели горячей воды всё лето, а отопление – половину зимы. Такая ситуация продолжалась несколько лет.
Победившая на губернаторских выборах в конце декабря 2004 года команда единомышленников, настроенная сделать всё, чтобы реанимировать регион, выдвинула простой и всем понятный лозунг: “Начнем с тепла и порядка”. Было понятно, что для нового запуска производства на заводах, строительства предприятий, оживления старых и  создания перспективных высокотехнологичных
отраслей, преобразований в социальной сфере, кардинального снижения уровня бедности и улучшения качества жизни людей был нужен совершенно другой инвестиционный климат, чрезвычайно необходим живительный приток средств.

Стратегические приоритеты

В 2004 году в экономику региона было вложено чуть больше 11 млрд рублей. У  нас не было ни адекватной законодательной базы, ни стратегии развития, ни четкой и выстроенной системы работы с инвесторами. Отсутствовали механизмы и инструменты привлечения инвестиций. Но были огромное желание изменить ситуацию, жажда знаний и желание учиться, постигать и внедрять всё лучшее. Для нас в тот момент был важен сам факт успешной работы с инвестором и его намерение прийти в регион. Решая быстро, не откладывая в долгий ящик копившиеся десятилетиями проблемы области, мы в то же время разрабатывали и осуществляли разностороннюю инвестиционную политику. В 2007–2011 годах мы не только ликвидировали отставание от большинства субъектов Российской Федерации в работе по привлечению инвестиций, но по ряду важнейших показателей вышли вперед.
На основе самого передового мирового опыта – с учетом местной специфики и региональных разработок – были приняты важнейшие законодательные решения. Сформировалась система поддержки инвесторов, была разработана первая областная стратегия привлечения инвестиций, образованы ключевые инфраструктурные точки роста: промышленная зона “Заволжье”, существенно увеличившая первоначальные площади и полностью заполненная построенными с нуля современными предприятиями экономики знаний, первая в России портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ), Наноцентр, бизнес-инкубатор, техно- и индустриальные парки, институты развития экономики.
В регион пришли крупные и всемирно известные международные корпорации, такие как “САБМиллер”, ставшая со временем одним из крупнейших налогоплательщиков области, “Марс”, “Хенкель”, “Легран”, “Таката”.
Якорные инвесторы стали убедительным примером для коллег и партнеров, готовых вложить средства в экономику России. Чуть позже появились заводы таких гигантов, как “Бриджстоун”, “Хемпель”, “Шеффлер” и “ДМГ Мори”. За ними потянулись и  другие инвесторы, значительно застроившие увеличившуюся промышленную зону, и резиденты, обустраивавшие ПОЭЗ.
Совершенно необходимой средой для развития крупного и  среднего бизнеса априори является малое предпринимательство, и ему в Ульяновской области уже более 10 лет уделяется особое внимание: первая региональная программа, решения о специальной поддержке и льготных режимах, принцип “налоговых каникул”.
От обеспечения условий для отдельных инвесторов в  2012–2017 годах перешли к созданию комфортной среды для реализации инвестиционных проектов. И это относится не только к бизнес-климату, но и к жизненному пространству. При этом мы не ограничили работу областным уровнем.
Механизмы улучшения делового климата стали внедряться в  муниципальных образованиях. Для этого специально разработанные стандарты работы с бизнесом были транслированы в каждый район. Делалось это параллельно с формированием там собственных точек роста.

Ценности

Особое внимание мы уделили системному диалогу с  бизнесом, создав для этого различные площадки и каналы обратной связи. Это дало возможность лучше видеть и решать проблемы. Принципы работы с бизнесом и инвесторами отражены в  базовых ценностях  – в  Инвестиционной декларации, нашей формуле успеха из 12 “И” (Институты; Инвестиции; Инфраструктура; Инновации; Интеллект; Интернационализация; Интеграция; Интенсификация; Интерактивность; Идентичность; Индустриализация; Импортозамещение). Ценности для нас – это фундаментальные правила и смыслы, на базе которых мы выстраиваем работу органов власти и взаимодействие с партнерами: законодательство, направленное на защиту инвестиций и  собственности; максимально простой и  дешевый вход в  бизнес; стабильность условий для ведения предпринимательства; ответственность, свобода, созидание, сотрудничество и  конкуренция; открытость всему новому; комфортная среда проживания для жителей и гостей региона. Ценности указывают нам направление движения.
Не сразу мы привыкли видеть себя среди регионов с лучшим в стране инвестиционным климатом, получать высокие оценки от Президента Российской Федерации В.В.  Путина, Национального рейтингового комитета, Всемирного банка, Давосского форума, Российско-Германской внешнеторговой палаты.
Мы в десятке лучших субъектов в рейтинге по уровню развития государственно-частного партнерства и “Рейтинге инновационных регионов”. Мы среди трех лучших территорий по процедуре оценки регулирующего воздействия, вторые в национальном рейтинге инвестиционной привлекательности индустриальных парков и особых экономических зон. Отрадно, что есть продвижение и по другому направлению – созданию комфортной среды проживания. Ульяновск признавался: самым благоустроенным городом России; культурной столицей Содружества Независимых Государств; литературным городом ЮНЕСКО.
Объем инвестиций в региональную экономику с 2005 по 2017 год вырос многократно и  суммарно достиг цифры в  750  млрд руб. Реализовано 115 крупных инвестиционных проектов, в том числе 30 с участием иностранных партнеров, большинство из которых представляют известные всему миру корпорации и компании.
Создано более 23  тыс. высокопроизводительных рабочих мест. Примерно столько человек сейчас работает на трех крупнейших предприятиях области: УАЗе, “Авиастаре” и “Механическом заводе”.

Движение вперед

Для нас важно непрерывно развиваться, наращивая инвестиционный потенциал. Но можно ли оставаться конкурентоспособными, не меняясь? Ответ очевиден. Есть афоризм, который мы не имеем права забывать: “Вчерашняя формула успеха – сегодняшний рецепт неудачи”. Реальная жизнь постоянно доказывает справедливость этих слов.
При стабильном ежегодном реальном росте валового регионального продукта (0,5–1%) объем инвестиций в 2015 и 2016 годах имел негативную динамику. По итогам 2017 года нам удалось изменить эту тенденцию. Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий в 2017 году составил 91,8 млрд рублей, что на 26,7% больше, чем в 2016 году. Это самый большой объем инвестиций, который мы когда-либо привлекали в течение одного года.
Задачу выйти к 2020 году на ежегодный объем инвестиций 100 млрд рублей мы сохраняем в повестке дня. И понимаем, что необходимо постоянно совершенствоваться, изучать новый опыт, придумывать что-то свое. Наши практики работы по всем направлениям должны соответствовать лучшим образцам. Только так мы можем оставаться конкурентоспособными и привлекать новых инвесторов, адекватно реагировать на новые вызовы для осуществления эффективной инвестиционной, промышленной, технологической, инновационной политики.

Новый этап

Мы переформатируем сложившуюся систему работы под направления и приоритеты, на основе которых формируется современная наукоемкая экономика. Этот этап мы связываем с привлечением инвестиций под следующие приоритетные задачи:
– формирование в  регионе экосистемы, стимулирующей инновации и технологическое предпринимательство, развитие IT-сектора;
– обеспечение условий для перехода к цифровой экономике;
– изменение среды проживания с целью сделать ее максимально доброжелательной и комфортной;
– накопление и повышение качества человеческого капитала, создание условий для воплощения мощного творческого потенциала ульяновцев в масштабный экономический ресурс.
Последняя задача особенно важна. Человек и его всестороннее развитие – главный ценностный ориентир для нас. Необходимо также улучшение бизнес-климата и инфраструктурных условий для инвесторов. Без этого мы ничего не создадим, не сможем успешно конкурировать с более крупными и богатыми регионами. Новая модель управления должна обеспечить нам адаптацию к изменениям, которые происходят сегодня в мире, к новым запросам, которые появились у инвесторов и у нас.
В условиях жесткой конкурентной борьбы результат во многом зависит от слаженности и скоординированности действий. Поэтому мы будем формировать трехуровневую правленческую вертикаль: стратегическую, отраслевую, муниципальную. Четкое закрепление зон ответственности поможет нам улучшить координацию и добиться синергетического эффекта.
Первый уровень управления будет отвечать за общесистемные, стратегические вопросы инвестиционной политики. Мы замыкаем их на Губернаторском совете по инвестициям.
Главные стратегические приоритеты:
– улучшение инвестиционного и предпринимательского климата;
– развитие инженерной инфраструктуры;
– развитие территорий с особым статусом (индустриальных парков, территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), ПОЭЗ и др.);
– развитие монотерриторий;
– финансовые инструменты поддержки бизнеса;
– обеспечение инвестиционных проектов кадрами;
– продвижение региона на российских и международных площадках.
Обязательное условие и  работы самого совета, и  деятельности рабочих групп – прямое участие в них инвесторов и бизнеса. В частности, в рабочих группах сопредседателями наряду с руководителями правительства области стали руководители предприятий и бизнес-структур, представленных в регионе.
Рост эффективности системы управления улучшением инвестиционного климата мы связываем и с развитием проектного подхода. Практика его использования будет расширяться и при реализации конкретных инвестиционных проектов, и для улучшения бизнес-климата в регионе.
Еще несколько важных решений.
1. Мы создали в структуре Совета по инвестициям Правительственную комиссию по сопровождению инвестиционных проектов. Это позволит нам обеспечить поддержку ключевых проектов на протяжении всех этапов их реализации.
2. Мы приступили к формированию на базе фонда “Центр государственночастного партнерства Ульяновской области” специального Агентства институтов развития. Мы закрепляем за ним функции координирующего центра по улучшению бизнес-среды и  работы с  инвесторами. Действующие институты развития у нас имеются практически в каждой отрасли. Но необходима большая координация их взаимодействия. Количество проектов, требующих межведомственного подхода, постоянно увеличивается. Новое агентство должно ликвидировать разнонаправленность действий различных ведомств. На него же возлагается обязанность координации работы
региональных отраслевых институтов развития, взаимодействия с институтами развития федерального уровня, объединениями предпринимателей.
3. Мы начали разработку типовых стандартов работы и показателей эффективности для всех структур, вовлеченных в  инвестиционную деятельность. При этом будет предусмотрено включение в  набор показателей эффективности выполнение параметров целевых моделей,
рассчитанных для регионов на 2018 и 2019 годы.
Аналогичные подходы к формированию системы управления будут использованы для второго (отраслевого) и третьего (муниципального) уровней вертикали управления инвестиционной деятельности. Кроме того, дополнительно в муниципалитетах для замеров предпринимательского климата два раза в год будет использоваться инструмент рейтинговой оценки.
Таким образом, мы продолжим начатую в предыдущие годы работу по передаче части областных налогов на уровень муниципалитетов. Наша задача  – сделать так, чтобы муниципалитеты более активно работали с инвесторами и были максимально заинтересованы в расширении собственной налоговой базы.
Еще одно направление работы по созданию благоприятной деловой среды – обеспечение ответственности власти за условия работы, которые она создает для бизнеса. Это широкое и разновекторное поле деятельности. С одной стороны, можно считать, что ситуация в регионе достаточно благополучная. Условия для ведения бизнеса в Ульяновской области остаются стабильными на протяжении 10 лет. Мы не меняем ставок ключевых налогов и льгот как для крупных инвесторов, так и для начинающих предпринимателей.
Область находится в группе регионов – лидеров по исполнению поручения Президента Российской Федерации относительно реализации 12 целевых моделей. На протяжении нескольких лет в Ульяновской области – одно из лучших в стране инвестиционных законодательств (100% исполнения целевой модели, отражающей качество регионального законодательства о поддержке инвестиционной деятельности).
Что нам следует делать дальше? Во-первых, необходимы совершенствование законодательства, внесение корректив в сложившуюся систему преференций и льгот, в механизмы защиты инвесторов. Здесь мы оттолкнемся от решений, которые приняли в 2017 году, когда в полном объеме исполнили взятые на себя перед бизнесом обязательства.
Мы сформировали нормативную правовую базу для функционирования в области ТОСЭР. Первая такая территория с эксклюзивным пакетом мер государственной поддержки для инвесторов создана в  Димитровграде. На региональном уровне установлены максимально возможные для такого типа территорий преференции. Мы обнулили налог на прибыль, имущество и землю. Задача на 2018 год – создание еще одной такой территории: ТОСЭР “Инза”. Инвесторов привлекут эти уникальные площадки. Здесь найдутся возможности выгодной реализации проектов для любого бизнеса.
Мы доработали инструмент регионального специнвестконтракта: льготы в обмен на модернизацию производств. С каждым инвестором будем работать индивидуально в зависимости от тех обязательств, которые он на себя принимает.

Переход к цифровой экономике

В ноябре 2017 года был принят новый региональный закон о поддержке технологических парков и  инновационных компаний. Он предусматривает и  налоговые льготы, и  меры прямой финансовой поддержки. Задача на 2018  год  – разработка полного пакета подзаконных актов, описывающих механизмы и  условия предоставления такой поддержки для резидентов и управляющих компаний технопарков.
В  2018  году мы переработаем стратегические документы, примем новую инвестиционную стратегию до 2030 года, новую программу улучшения инвестиционного климата на 2019–2023 годы и стратегию развития малого и среднего предпринимательства.
Один показательный факт: по итогам прошлого года в области ни к одному предпринимателю на стадии следствия не была применена мера пресечения в виде ареста. А это значит, что мы реально снизили административное давление на бизнес, предприниматели получили возможность исправить нарушения, не платить за них сразу штрафы.
Еще один важный элемент системы партнерских отношений между бизнесом и контролерами успешно опробован в 2017 году. Это инструмент балансовых комиссий, своего рода досудебное урегулирование и выработка единых подходов в спорных для предпринимателей с регуляторами ситуациях.
Важная часть благоприятной деловой среды – удобство и доступность административных процедур для бизнеса. Здесь мы пойдем по пути дальнейшей цифровизации отношений между предпринимательским сообществом и  государством на основе деятельности специализированных МФЦ для бизнеса (МФЦБ).
У нас уже работают два таких центра (в Ульяновске и Димитровграде), в которых мы собрали сервисы, необходимые бизнесу: от лицензирования до предоставления земельного участка на одной площадке. В 2017 году МФЦБ, расположенным в  “Доме предпринимателя” в  Ульяновске, оказано более 5 тыс. услуг субъектам бизнеса.
Надо, чтобы увеличивалось и количество сервисов, и количество точек, где они доступны. Мы выстраиваем систему таким образом, чтобы бизнес мог получать необходимые услуги в электронном виде, в любом удобном месте.
На платформе МФЦБ мы будем развивать сервис для бизнеса нового поколения – центры содействия строительству. Задача – сократить время и ускорить получение информации о  градостроительной деятельности. Заявитель в отношениях с ресурсниками, которые, как правило, монополисты, – всегда просящая сторона. Принимая заявление в центрах содействия строительству,мы берем на себя обязательства представлять интересы бизнеса в этой схеме.
Таким образом, дальше с ресурсниками будет общаться власть, у которой гораздо больше возможностей, квалификации и рычагов влияния. Выстраивается профессиональное общение. В процесс принятия решений мы не вмешиваемся: это компетенция стороны, оказывающей услугу. Отслеживаются только сроки процедуры и юридическая корректность.
Мы будем и дальше переводить услуги и сервисы в цифровой вид. Это позволит максимально обезличить процесс и снизить коррупционные риски. Особенно важно это делать на тех участках, где есть соблазн использовать властные отношения в своих интересах и надавить на бизнес. Еще один плюс цифровизации  – возможность перевести документооборот в электронный вид, а значит, избежать дублирования при подаче документов, начать постепенный переход к сбору первичной информации, чтоснизит объемы отчетности.
Меры цифровизации отношений между государством и бизнесом являются важной частью общей программы цифровизации и областной концепции “Умный регион”. Мы стремимся к тому, чтобы все сервисы и услуги были доступны в электронном виде. Наша позиция по электронным услугам соответствует задачам, которые ставят перед собой федеральные коллеги (проект “Старт за ноль”). Планируется освобождение от уплаты государственных пошлин новых бизнесов, которые будут регистрироваться в электронном формате. Банковская система готова предоставлять услуги по открытию счёта, услуги базового перечня тоже предлагаются с нулевой стоимостью.
Большой блок сервисных функций остается за институтами развития, такими как Корпорация развития промышленности и предпринимательства.
В частности, стимулирование развития внешнеэкономических связей осуществляет областной Центр поддержки экспорта, действующий в рамках корпорации. Его задача – становление в регионе целенаправленной системы внешней торговли. В рейтинге эффективности центр второй год подряд входит в пятерку лидеров среди аналогичных структур, функционирующих в 50 регионах России.
За работу сервисов финансовой поддержки (кредитования) будут отвечать специально сформированные под эту задачу фонды: региональный фонд развития промышленности, фонд микрофинансирования, региональный гарантийный фонд, региональная лизинговая компания. Для того чтобы их работа была эффективной, мы ежегодно будем их докапитализировать, расширяя возможности финансирования бизнеса. Мы продолжим развитие нашего лизингового центра. Так же кардинально необходимо подойти и к вопросам докапитализации наших государственных фондов поручительства и микрофинансирования, особенно с учетом увеличения потребностей предприятий.
Совокупный объем средств, которые мы направим инвесторам в  виде льготного финансирования и  обеспечения поручительств по кредитам в 2018 году, составит более 700 млн рублей.

Инфраструктура

Важнейшее направление работы – развитие инфраструктуры. Именно она формирует каркас экономики. Вот почему, несмотря на любые сложности, мы ежегодно находили в бюджете средства на эти цели. Затраты на строительство инженерной инфраструктуры по линии Корпорации развития, реконструкцию аэропортов и вокзалов, дорожное строительство, средства на новые объекты – в действующих точках роста Ульяновской области.
Все инфраструктурные проекты полностью соответствуют кластерной политике и приоритетам, закрепленным в Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области. В  2018  году будет сформирован Генеральный план развития инфраструктуры (инженерной, транспортной, социальной), реализуемый за счет бюджетных и внебюджетных источников.
Стратегические, критически важные для нас направления инвестиций не просто определены. Сделан следующий шаг: текущая деятельность подчинена логике достижения стратегических целей.
Мы идем по пути развития инфраструктуры в наших действующих точках роста и делаем это с учетом конкретных инвестиционных проектов и приоритетных для развития региональной экономики секторов. На территории особой экономической зоны (ОЭЗ) “Ульяновск” – это строительство собственного индустриального парка (объем государственных инвестиций в проект – 640 млн рублей). Открытие парка планируется в первом полугодии 2018 года.
Это полностью готовые для работы компаний производственные площади, на которых могут разместиться до 20 резидентов. И, что отрадно, запуск такого парка – это востребованное бизнесом решение. Площадь корпуса уже распределена на 90% между перспективными инвесторами в сфере обрабатывающей промышленности, авиастроения и производства автокомпонентов, готовыми приступить к реализации проектов.
И еще одно важное направление работ на территории ОЭЗ. С середины 2018  года начинается строительство объектов, нацеленных на реализацию решения о создании центра кастомизации воздушных судов МС-21 и SSJ.
Кроме того, планируется дальнейшее общее развитие территории ОЭЗ. Условия для этого созданы. Есть спрос на размещение со стороны инвесторов. Поэтому с учетом имеющихся перспективных проектов и потенциального спроса в 2017 году утверждены проект планировки второй очереди ОЭЗ “Ульяновск” и план обустройства ее территории. На территории индустриального парка “Заволжье” реализуется 30 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций порядка 48 млрд рублей. На 1 рубль бюджетных вложений в инфраструктуру парка приходится 32,4 рубля инвестиций резидентов и 10,7 рублей налоговых платежей в ре-
гиональный бюджет. За период с 2009 по 2016 год резидентами парка перечислено без учета налоговых льгот 11,7 млрд рублей налоговых отчислений в  бюджет области, что многократно превысило государственные средства, вложенные в создание инфраструктуры парка.
Дальнейшее развитие парка связано с  созданием специализированных производственных сегментов. В индустриальном парке уже работают автокомпонентные предприятия. Дополнительно начинается размещение здесь компаний, специализирующихся на производстве и  переработке продовольствия (пищевой кластер). Общая площадь пищевого кластера составит 22 га. К действующим в парке “Заволжье” предприятиям пищевой промышленности “Марс”
и “Эфес” добавится комбинат социального питания, который будет осуществлять переработку сырья и изготовление готовых продуктов питания с целью дальнейшей поставки в учреждения социальной сферы. В настоящее время ведутся переговоры еще с несколькими российскими и иностранными компаниями на предмет их размещения в индустриальном парке. На проектирование кластера и его инфраструктуру в бюджете 2018 года предусмотрено порядка 55 млн рублей.
Мы приступаем к  реализации проекта по формированию малого индустриального парка “Восточный” для компаний малого и среднего бизнеса, прежде всего мебельных производств. Общая площадь парка составит 15 га, на которых смогут разместиться 12–15 резидентов с суммарным объемом инвестиций до 1,5 млрд рублей.
Еще одно направление специализации региона – станкостроительный кластер, формирующийся вокруг головного предприятия концерна “ДМГ МОРИ” и предприятий его партнеров и поставщиков.
Мы рассматриваем как перспективные для формирования в качестве самостоятельных сегментов направления, связанные с  логистикой, производством высокотехнологичного медицинского оборудования и фармацевтических препаратов. Под них есть конкретные договоренности с резидентами, под каждый сегмент определены точки размещения.
Мы формируем новые зоны и точки развития. Ведем работу с Минэкономразвития России об открытии на границе Ульяновска ОЭЗ промышленно-производственного типа “Технологическая долина”. Рассчитываем, что решение будет принято в 2018 году. Создаем на базе производственных мощностей “Авиастар-СП” индустриальный парк для предприятий авиационной промышленности, авиатехники и комплектующих. Подготовлена концепция развития парка.
Один из важнейших результатов 2017 года – создание индустриального парка и ТОСЭР в моногороде Димитровграде. Наряду с созданием условий для размещения современных производств, парк будет иметь ярко выраженную инновационную составляющую.
Еще одно важное для Димитровграда событие – новый формат работы индустриального парка на площадке Димитровградского автоагрегатного завода (ДААЗ). Это более 150 тыс. кв. м современных площадей для новых компаний. Основным партнером для ДААЗ становится КАМАЗ – крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации, которая только на пер-
вом этапе инвестирует в создание парка 400 млн рублей.
По Димитровграду и другим моногородам мы активно взаимодействуем с федеральным Фондом развития моногородов. Это дает нам возможность применять самые передовые формы поддержки бизнеса, которые специально разрабатываются для этих территорий. Димитровград благодаря поддержке фонда вошел в десятку самых динамично развивающихся моногородов страны.
Для нас очень важно, чтобы инфраструктура для развития бизнеса была доступна и на территориях муниципальных образований. Будут создаваться бизнес-парки на принципах государственно-частного партнерства. Их еще можно назвать “городами мастеров” с максимально комфортными условиями для ведения собственного дела. Резидентам таких территорий не надо будет оформлять земельный участок. По такому принципу мы формируем бизнеспарк “Восточный” в промышленной зоне “Заволжье”. Определены места для размещения еще 5 подобных площадок. Мы рады будем видеть здесь и ульяновских предпринимателей, и представителей бизнеса из других регионов.
С  учетом уже принятых решений и  начавшейся работы по созданию индустриальных парков в нескольких муниципальных образованиях (Новоспасском, Сенгилеевском, Ульяновском районах, Инзе и  Новоульяновске) мы получаем опорные точки для развития экономики по всей территории Ульяновской области.
Сквозная линия, которая есть во всех наших инфраструктурных проектах, – инновационная составляющая, создание условий для технологического предпринимательства.

Новая экономика. Инновации

Во всем мире формируется новая экономика, основанная на инновациях, цифровых технологиях и технологическом предпринимательстве. Эти процессы невозможны без участия бизнеса, его активной роли. Нам нельзя упустить этот момент. Наша задача – создание комфортной экосреды для коммерциализации знаний, запуска высокотехнологичных стартапов и внедрения новейших технологий.
Уже принято несколько ключевых решений для успешного развития инновационной деятельности.
В 2017 году утверждены Инновационная декларация, концепция “Умный регион” и Стратегия опережающего индустриально-инновационного и научно-технологического развития Ульяновской области на 2017–2021 годы.
Мы не только определились с направлениями инновационной специализации, но и запустили по ним первые проекты. Готовы работать в рамках этих направлений со всеми партнерами, у которых есть интерес к развитию инновационного бизнеса. Для управления этими процессами мы создаем Агентство инновационного развития. Оно должно обеспечить стыковку работы инновационных компаний между собой, а  также с  промышленными предприятиями и образовательными учреждениями.
Создан региональный инновационный кластер “Технологическая долина”. Проект вошел в список 12 российских территорий опережающего инновационного развития мирового уровня, отобранных Правительством Российской Федерации.
Сформирована полноценная система управления – консультативный совет, управляющая компания. Центр кластерного развития области занял по итогам 2017 года первое место в конкурсе “Проектный Олимп”, который ежегодно проводится Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации.
Мы сформировали пакет налоговых льгот и преференций. Целевая идея – объединить имеющиеся на территории Ульяновска, Димитровграда и  Чердаклинского района инновационные компетенции и  получить за счет этого синергетический эффект. Главное требование к компетенциям – соответствовать направлениям инновационной специализации. Это позволит кластеру наработать потенциал для выхода на международный уровень за счет его масштаба.
Сформировано и инфраструктурное ядро, вокруг которого будут решаться эти задачи и  выращиваться новая экосреда,  – Ульяновский наноцентр на территории парка “Заволжье”. Сегодня это уже четыре действующих корпуса. Сюда пригашаются предприятия, амбициозные научно-производственные компании со всей Российской Федерации, деятельность которых связана с  инжинирингом, научными исследованиями, разработками, высокотехнологичным производством. Технологически помещения Наноцентра оборудованы таким образом, чтобы могли разместиться компании с оборудованием любого типа сложности. Имеются условия как для работы лабораторий, так и  для открытия офисов резидентов. Любая компания может организовать пространство под свои потребности.
Вокруг действующих корпусов Наноцентра будут строиться высокотехнологичные предприятия, бизнес-инкубаторы, опытные производства, технокампус с университетами, научными и производственными лабораториями. В непосредственной близости расположится и жилой район.
Приоритет инновационной составляющей проявляется и  в  конкретных отраслевых проектах, которые мы запускаем. Они рассчитаны на локализацию и  встраивание в  формируемые производственные цепочки отечественного бизнеса. Пример такого подхода – организация совершенно новой для нашей страны отрасли, ветроэнергетики. Мы создаем не только парки ветрогенерации, но и всю производственную цепочку создания ветроустановок. Первый такой парк, не только на территории области, но и в масштабах Российской Федерации, с начала 2018 года уже поставляет энергию в сеть (мощность – 35 МВт, построен компанией “Фортум”). В  планах на 2018  год  – начало строительства Фондом развития ветроэнергетики, созданным компанией “Фортум” и АО “РОСНАНО”, парка на 50 МВт, а на ближайшие 5 лет – строительство еще нескольких ветропарков общей мощностью свыше 250 МВт. Площадки для размещения дополнительных ветроустановок уже подобраны. Важнейшая задача – разработка компонентов, локализация производства ветроэнергетики.
На стимулирование инновационных процессов, цифровой экономики и привлечение “умных инвестиций” нацелено наше решение сделать годом умных технологий и  креативных индустрий 2018  год. Для нас это возможность, с одной стороны, сделать уверенные шаги в цифровую экономику, а с другой, стимулировать творческую, креативную составляющую, важную часть инновационных подходов во всех без исключения отраслях и направлениях деятельности.
Вместе со Всемирным банком мы провели оценку готовности региона к развитию цифровой экономики, выявили сильные и слабые стороны. Разработав концепцию “Умный регион”, мы обозначили направления развития цифровой экономики, по которым намерены реализовывать различные проекты, выстраивать партнерские отношения и привлекать инвестиции. Мы должны из самых разных деталей заложить основы новой региональной политики в сфере привлечения инвестиций и задать стандарт будущего в работе с инвесторами.