Юго-Восточная Азия как стратегическое направление российского промышленного экспорта: сотрудничество, вызовы, перспективы

ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ ОСЬМАКОВ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Исходя из традиционного преобладания минеральных продуктов в товарообороте между Россией и странами Юго-Восточной Азии, главным направлением развития сотрудничества сегодня является диверсификация номенклатуры поставок продукции. В первую очередь это означает необходимость наращивания взаимодействия в высокотехнологичных отраслях промышленности.
Российские компании при содействии созданных государством институтов поддержки экспорта в настоящее время активно занимаются расширением рынков сбыта своей продукции. Среди таких стратегических важных рынков выделяется Юго-Восточная Азия. Причем потенциальные направления сотрудничества охватывают очень широкий круг отраслей и технологий – от
экспорта новых российских самолетов и газотурбинных станций до поставок суперсовременных солнечных модулей.
Одним из ключевых российских партнеров в этом макрорегионе является Малайзия. На протяжении последних лет практически весь российский экспорт в эту страну состоял из минеральных удобрений. Но сегодня речь идет уже в первую очередь о развитии сотрудничества по высокотехнологичным направлениям, таким как лазерные технологии, инновационная медицина, средства защиты информации, радиоэлектроника.
В Малайзии местными службами пожаротушения успешно используется российская вертолетная техника. Динамично развивается взаимодействие по линии электроники. В частности, российские компании поставляют в Малайзию рентгеновские трубки. В качестве примера уникальных высокотехнологичных решений, которые могут заинтересовать страны Юго-Восточной Азии, можно назвать организацию единой системы контроля за трансграничными грузопотоками.
Переговоры о поставке в регион российских инспекционно-досмотровых комплексов, способных дистанционно идентифицировать перевозимые грузы, уже ведутся.
Малайзия занимает второе место в Юго-Восточной Азии по добыче углеводородов и в ближайшие годы планирует вводить в эксплуатацию новый нефтеперерабатывающий завод мощностью 300 тыс. баррелей в день.
В этом проекте готовы участвовать российские машиностроители, осуществляющие поставки технологических комплексов, широкой группы реакторного и колонного оборудования, нефтесервисные услуги.
При этом малайзийские компании ведут свою деятельность на территории России. Например, в Хабаровском крае реализуется инвестиционный проект по производству древесноволокнистых плит МДФ с использованием передовых технологий деревообработки.
Диверсификация экспорта и увеличение поставок высокотехнологичной продукции является сегодня ключевым направлением развития промышленного сотрудничества России с Королевством Таиланд.
Таиландской стороне уже хорошо известны преимущества российской авиационной техники. Еще в декабре 2013 года компания “Гражданские самолеты Сухого” стала победителем тендера на поставку двух воздушных судов королевским ВВС Таиланда. Первые самолеты “Сухой Суперджет-100” были успешно экспортированы в 2016 году. Еще один самолет будет отправлен в Таиланд в 2018 году. Сегодня потребность таиландских компаний в самолетах регионального класса оценивается в 20–30 единиц, поэтому стороны рассматривают вариант дальнейших поставок российских лайнеров.
Прорабатывается и вопрос открытия в Бангкоке станции техобслуживания поставляемых самолетов.
Кроме того, таиландская сторона отмечала успешный опыт эксплуатации военно-транспортных вертолетов Ми-17В-5 и теперь формирует дополнительные заявки на эти машины. Россия заинтересована также в создании полноценного сервисного центра по ремонту и послепродажному обслуживанию вертолетов на территории Королевства.
Согласно государственному плану развития энергетического сектора Таиланда на 2015–2036 годы в стране планируется строительство более 57 ГВт новых электрических мощностей. Это открывает новые экспортные возможности для российских компаний, готовых предложить свои ведущие разработки в области строительства новых объектов электрогенерации, поставку
энергетического оборудования, кабельно-проводниковой продукции.
Таиланд занимает второе место в Юго-Восточной Азии по мощностям нефтепереработки. В стране расположено восемь нефтеперерабатывающих предприятий. Здесь могут быть востребованы российские компетенции в нефтегазовом секторе, включая высокотехнологичные инжиниринговые услуги.
Среди других направлений сотрудничества: поставки сельскохозяйственного и горно-шахтного оборудования, строительно-дорожной техники, а также адаптированных к местным условиям праворульных автомобилей.
В Таиланде планируется реализация целого ряда проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры. В расширении внутренней сети железных дорог могли бы принять участие ведущие российские компании отрасли.
В число стран-лидеров по взаимным объемам товарооборота с Россией стремительными темпами движется Вьетнам. В общей структуре внешней торговли эта страна уже находится на уровне Бразилии или Египта. Безусловно, этому способствовало вступившее в силу в октябре 2016 года соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. В настоящее время
согласовано более 20 крупных совместных инвестпрограмм, российско-вьетнамский фонд инвестирует около 0,5 млрд долларов в несырьевые проекты.
На территории Российской Федерации успешно реализуется российско-вьетнамский кластер легкой промышленности. Первым этапом проекта стало открытие в ноябре 2016 года швейного цеха в подмосковном Серпухове, оснащенного самым современным оборудованием и выпускающего пуховики, толстовки, футболки-поло и другую продукцию. Российско-вьетнамские предприятия по пошиву одежды действуют также в Курской области.
Российская сторона предлагает рассмотреть возможность локализации на территории Вьетнама сборочного производства Ил-114 для дальнейшей продажи самолета в страны Юго-Восточной Азии. Вьетнамские партнеры также заинтересованы в приобретении вертолетов “Ансат” и Ми-17, рассматривается вопрос размещения во Вьетнаме полноценных сервисных центров.
В области химической промышленности успешно реализуется проект по изготовлению прорезиненной ткани и специальных комбинезонов на основе вьетнамского шелка. Работы ведутся во Вьетнаме по уникальной российской технологии, которая была адаптирована под условия местного тропического климата.
Поступательно развивается сотрудничество и в сфере энергетического машиностроения. Российские компании уже строят во Вьетнаме тепловые электростанции. Например, ТЭС “Лонг Фу-1” является крайне сложным и во многом уникальным проектом, который реализуется российскими промышленниками “под ключ”.
Среди других перспективных направлений сотрудничества с Вьетнамом следует выделить поставки современных российских локомотивов и путевых машин, пассажирских вагонов и тепловозов. Большие возможности открываются сейчас и перед отечественными производителями вагонов метро.
К 2020 году планируется завершить строительство метро в Хошимине, а в Ханое оно должно быть открыто уже в 2018 году.
С Сингапуром ведутся очень динамичные переговоры по сотрудничеству в области гражданской авиации. Речь идет не только о перспективах поставок новых российских самолетов, но и о возможностях предоставления услуг их послепродажного обслуживания через сеть сингапурских сервисных центров, а также о создании совместного предприятия по кастомизации салонов для различных версий российских лайнеров. Причем на территории России такого рода сотрудничество с коллегами из Сингапура уже ведется.
Компании двух стран объединили свои компетенции в рамках создания на базе аэропорта Краснодар совместного сервисного центра по ремонту эксплуатируемого в Российской Федерации парка воздушных судов.
Другой пример эффективного высокотехнологичного сотрудничества России и Сингапура в сфере авиации – совместное производство тренажерного комплекса для обучения диспетчеров управления воздушным движением.
Он позволяет безопасно моделировать аварийные ситуации на летном поле и отрабатывать навыки авиадиспетчеров по обеспечению движения самолетов. В 2016 году данный комплекс был введен в эксплуатацию в аэропорту Пулково. Базовой системой тренажера стало российское технологическое решение, которое вправе претендовать на статус лучшего в мире в своем классе.
Соответствующие поставки наземного оборудования, тренажеров и систем управления воздушным движением могут быть осуществлены также во Вьетнам, Камбоджу, Филиппины и другие страны Юго-Восточной Азии.
Помимо прочего, Россия поставляет в Сингапур прокатную, прессовую и кузнечную продукцию из алюминиевых сплавов, различные виды промышленной химии. Потенциально важная перспективная сфера взаимодействия – реализация проектов в нефтегазовой отрасли с применением отечественных технологий глубоководной добычи нефти.
Мощный импульс развитию двусторонних деловых связей могло бы придать создание в Сингапуре центра продвижения высокотехнологичной и конкурентной продукции. Соответствующая инициатива уже предложена российской стороной. Кроме того, прорабатывается вопрос формирования специализированной электронной площадки, направленной на увеличение двусторонней торговли между странами.
Перспективное направление для российского гражданского авиастроения – Камбоджа. В стране наблюдается динамичный рост пассажирооборота, требующий обновления и расширения авиапарка. Критериям местных авиакомпаний полностью удовлетворяют технико-экономические характеристики регионального самолета “Сухой Суперджет-100”. Успешно зарекомендовала себя в сложных природных и климатических условиях Камбоджи российская вертолетная техника. В стране эксплуатируются 11 вертолетов типа Ми-8/17. Россия готова наращивать объемы поставок по широкому модельному ряду отечественной техники.
Технологии и компетенции российских компаний могут быть востребованы также в химической промышленности, строительстве новых веток железных дорог, поставках подвижного состава, дорожно-строительной, грузовой и автомобильной техники, энергетического оборудования.
Камбоджа – это потенциальный рынок сбыта для российских предприятий тяжелого машиностроения и нефтегазового комплекса. Широкое поле для сотрудничества открывается в сфере поставок грузоподъемной техники, бурового и транспортного оборудования, обустройства и реконструкции объектов нефтегазодобычи и нефтегазопереработки.
С Филиппинами достигнуты договоренности о продвижении на местный рынок автомобильной и строительной техники. Изучается возможность создания совместных центров крупноузловой сборки и сервисных центров.
Подписано соглашение о поставках микроавтобусов российского производства с ежегодным существенным наращиванием их объемов.
Важным этапом сотрудничества с Филиппинами по линии фармацевтической промышленности стало подписание лицензионного соглашения по дистрибуции препаратов российского производства для лечения онкологических и аутоиммунных заболеваний.
Лучшим показателем заинтересованности Индонезии в развитии сотрудничества с Россией стало официальное обращение о создании зоны свободной торговли со странами ЕАЭС. В расширении экспорта в Индонезию заинтересованы российские промышленные предприятия, поставляющие
авиационную и медицинскую технику, основное и вспомогательное оборудование для электростанций, светотехническую и химическую продукцию. С индонезийской стороной проводятся также переговоры о потенциальных закупках местными компаниями самолетов МС-21, дальнейшей организации их послепродажного обслуживания.
Учитывая тот факт, что в стране действует программа по обеспечению каждого индонезийского острова собственной генерацией, российские промышленники обсуждают с партнерами из Индонезии перспективы поставок газотурбинных электростанций, энергетического и газоперекачивающего оборудования.
В Индонезии существует проблема низкой производительности местных нефтеперерабатывающих заводов. В связи с этим российские компании готовы предоставлять свои инновационные технологии и инжиниринговые услуги в области нефтесервиса, заключать комплексные EPC-контракты на создание новых или реконструкцию существующих технологических установок на НПЗ.
Новое и крайне перспективное направление сотрудничества России и стран Юго-Восточной Азии – кооперация в сфере возобновляемой энергетики. Так, российские производители вышли на уровень глобальной конкурентоспособности в области производства фотоэлектрических солнечных модулей с одним из самых высоких в мире КПД.
Летом 2016 года правительство Индонезии утвердило госпрограмму увеличения генерации электроэнергии на 35 ГВт, из них 5 ГВт будет приходиться на солнечную энергию. Одной из региональных особенностей страны является отсутствие единой энергетической системы ввиду расположения страны на множестве изолированных друг от друга островов. Эта специфика также стимулирует развитие автономных (off-grid) систем, в том числе строительство солнечных электростанций. Таким образом, для российских промышленных технологий в области возобновляемых источников энергии Индонезия является очень привлекательным экспортным рынком.
Перспективные совместные проекты в области энергетического машиностроения связаны с поставками и локализацией производства паровых турбин, использованием российских технологий на геотермальных станциях.
Российские автомобили пользовались спросом в Индонезии еще во времена СССР. Сегодня наши партнеры вновь проявляют активный интерес не только к грузовым и легковым автомобилям, но и к производимым в России дизельным двигателям, а также к различным видам автокомпонентов.
Основу российского экспорта в Лаос составляют машины, оборудование и транспортные средства. В экономике страны преобладает аграрный сектор.
Лаос не имеет выхода к морю и расположен в окружении пяти стран – Камбоджи, Таиланда, Мьянмы, Китая и Вьетнама. В таких обстоятельствах местное правительство вынуждено искать пути развития транспортных сетей.
Поэтому наиболее перспективные ниши для развития двустороннего сотрудничества – автомобилестроение и поставки сельскохозяйственной техники.
Лаосская сторона проявляет также интерес к проекту нового российского самолета МС-21.
Рынок Мьянмы представляет особый интерес для российской промышленности в части поставок основного генерирующего оборудования. Речь идет о газотурбинных электростанциях и парогазовых установках, турбинном, генераторном и котельном оборудовании, трансформаторах для ТЭС и ГЭС. Более того, российские энергомашино-строительные предприятия готовы реализовывать проекты “под ключ”, предоставлять услуги по сервисному обслуживанию оборудования, осуществлять модернизацию и реконструкцию станций, участвовать в строительстве объектов распределенной энергетики.
Перспективным направлением сотрудничества могут стать также поставки автомобильной, авиационной и другой специализированной техники, открытие соответствующих сборочных производств и сервисных центров.
Представители Мьянмы проявляют, в частности, интерес к приобретению самолетов “Сухой Суперджет-100” и вертолетов в разных модификациях – транспортной, медицинской, пожарной, поисково-спасательной. На местном рынке могут быть востребованы российские грузовые автомобили, автобусы, цементовозы, автокраны, пожарные машины и другие виды спецтехники.
Российские оборонные предприятия, выпускающие продукцию двойного назначения, рассматривают Мьянму в качестве крайне перспективного региона для поставок промышленной химии, в том числе систем очистки и обеззараживания питьевых, оборотных и сточных вод. Не самая благоприятная ситуация с общественным здоровьем и недостаточный уровень развития собственного фармацевтического производства приводят к высокому уровню потребности в лекарственных препаратах. Таким образом, рынок Мьянмы является перспективной нишей и для российских производителей лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Отдельного упоминания в контексте развития сотрудничества с азиатскими странами заслуживает активизация двусторонних отношений с Индией, которая исторически является одним из наших главных партнеров на континенте. Важной вехой стало участие Республики Индия в качестве страны-партнера на международной промышленной выставке “ИННОПРОМ” в Екатеринбурге летом 2016 года.
Главные статьи российского экспорта в эту страну сегодня – сельскохозяйственная продукция и минеральные продукты. Но основной темой переговоров с индийской стороной является развитие отдельных перспективных направлений, на которые, как мы считаем, следует обратить особое внимание.
В ближайшие годы в Индии бурными темпами будет развиваться рынок гражданской авиации. Местное правительство планирует вложить более 100 млрд долларов в строительство новых аэропортов и подготовку кадров. К 2029 году ожидается пополнение регионального парка до 290 самолетов. Развитие внутренних воздушных перевозок потребует расширения флота гражданской авиации, закупки новых образцов техники и будет способствовать росту конкуренции на региональных направлениях. Для российского авиастроения это отличная возможность занять свою нишу на столь большом и перспективном рынке. Ведется последовательная работа по налаживанию поставок в Индию самолетов “Сухой Суперджет-100”, а также новейших образцов российской авиационной техники – МС-21 и Ил-114-300.
Российские компании заинтересованы в реализации на территории Индии проектов по строительству и модернизации железнодорожной инфраструктуры, тоннелей и мостов, выделенных грузовых коридоров. Отечественные производители готовы изготавливать и поставлять современный подвижной состав, системы безопасности и связи.
Кроме того, Индия – одна из ключевых стран-партнеров России по сотрудничеству в алюминиевой промышленности. Мы объединяем усилия для решения актуальных проблем оптимизации производства, неэффективного расходования ресурсов с целью нормального, стабильного функционирования глобальной алюминиевой индустрии.
Эффективное развитие внешней торговли России с Индией позволит увеличить товарооборот между странами с 7,7 млрд долларов в 2016 году до 30 млрд долларов к 2025 году. Договоренность о достижении соответствующих показателей была достигнута по итогам встреч лидеров наших государств.
Одной из проблем, препятствующих полноценному международному сотрудничеству и увеличению товарооборота, является избыточное антидемпинговое регулирование.
Например, Индия входит в число стран, наиболее активно использующих механизмы защитных расследований в отношении товаров российского экспорта. В наибольшей степени это затрагивает российских производителей химической и металлургической продукции. Снятие данных барьеров будет способствовать повышению экспортного потенциала отечественной промышленности.
Минпромторг России в рамках имеющихся полномочий продолжит осуществлять организацию защиты отечественных экспортеров на внешних рынках. К тому же у министерства уже накоплен определенный положительный опыт этой работы. Например, в 2016 году при активном участии ведомства Индия вывела Россию из-под действия антидемпинговой меры в отношении поливинилхлорида. Также был снижен размер специальной защитной пошлины в отношении импорта политетрафторэтилена – с 3,42 до 0,74 долларов за 1 кг продукции.
Закрытым, по сути, оказался рынок Таиланда для российских металлургов в отношении стального горячекатаного проката. Королевство ввело специальные защитные меры, которые российские компании считают необоснованными. Между тем местный рынок горячекатаного проката является одним из наиболее емких в Юго-Восточной Азии: потенциальный объем российского экспорта – 200–300 тыс. т.
Другая проблема, с которой, к сожалению, приходится сталкиваться периодически российским компаниям в Юго-Восточной Азии, – это ненадлежащее исполнение партнерами своих обязательств. Причем такого рода трудности возникают, в том числе при реализации крупных инфраструктурных проектов, где главным интересантом выступает не столько местный бизнес,
сколько само государство.
Например, в Мьянме строился завод по производству чугуна с применением инновационной российской технологии, позволяющей использовать местное сырье с низким содержанием железа без предварительного обогащения. Продукцией завода по плану должен стать не только чугун (200 тыс. т в год), но и металлургический шлак, который можно использовать в строительстве и дальнейшей переработке в цемент. Кроме того, электростанция завода сможет выдавать во внешние сети 20–25 МВт электроэнергии. Российская сторона выполнила все обязательства по контракту, завершив поставки необходимого оборудования. Однако в 2017 году строительство завода было приостановлено на завершающей стадии. Причина – дефицит финансирования мьянманской стороной своей части обязательств по контракту, включающих
в себя монтажные работы, подготовку персонала и непосредственно сам ввод завода в эксплуатацию. В итоге России пришлось отзывать своих специалистов со строительной площадки. В настоящее время ведутся активные переговоры, в том числе в рамках Российско-Мьянманской межправительственной комиссии, о решении вопросов, связанных с завершением строительства завода.
Еще одно направление, в котором российским компаниям крайне важно повышать свою конкурентоспособность, – это эффективное участие в международных тендерах.
Характерный пример. После успешной пилотной реализации уже упоминавшегося в статье российско-сингапурского проекта по созданию тренажерного комплекса для обучения авиадиспетчеров обе стороны договорились о встречном содействии в выходе на внешние рынки. В начале 2017 года в Сингапуре проходил тендер на поставку диспетчерского тренажера. Однако информацию о закупке российская компания получила в последний момент. Причем не от компании-партнера, а от других участников тендера. До его закрытия оставалось всего несколько дней, и успеть подать заявку по объективным техническим причинам было уже невозможно. Так российская компания потеряла важный заказ, в рамках которого могла предложить лучшие в мире компетенции и технологические решения.
В Юго-Восточной Азии у России есть также потенциальные страны-партнеры, в отношении взаимодействия с которыми правильным было бы говорить о первых шагах в сторону промышленного сотрудничества, а не о его наращивании.
Например, взаимный товарооборот с султанатом Бруней практически ежегодно остается “нулевым” – таким же, как с островом Святой Елены или Республикой Вануату.
Тем не менее мы стараемся не упускать любые ниши и возможности, в которых есть потенциал для взаимодействия. С брунейской стороной наши промышленники готовы обсуждать, например, поставки российских самолетов и вертолетов. Среди них новый многоцелевой вертолет Ка-62, предназначенный для транспортировки грузов, экстренной медицинской помощи, воздушных работ и наблюдения. Другое важное преимущество российского вертолета – выполнение полетов в максимально широком диапазоне климатических условий и возможность его эксплуатации с нефтяных платформ, что особенно актуально для Брунея, экономика которого практически целиком зависит от нефтегазовой промышленности.
Решению задач диверсификации товарооборота и встраивания российских компаний в глобальные цепочки создания добавленной стоимости будет способствовать также участие партнеров России из Юго-Восточной Азии в международных форумах производителей компонентов. Это новый формат B2B-площадок, который Минпромторг России запустил в 2017 году. Первый форум прошел в июле на полях выставки “ИННОПРОМ” в Екатеринбурге. Второй – в октябре в рамках Петербургского международного газового форума. Чем больше будет создаваться такого рода площадок для коммуникации, тем эффективнее будет развиваться наше сотрудничество с зарубежными партнерами. В том числе из Юго-Восточной Азии, которую мы рассматриваем как стратегически важный регион для наращивания российского высокотехнологичного экспорта.