Производители Приморья уверенно работают на рынках всего мира

АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ТАРАСЕНКО
ВРИО ГУБЕРНАТОРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

 

 

 

Дорога в АТР

Развитие экономических отношений со странами АТР сегодня является одним из ключевых направлений в работе органов власти и бизнес-сообщества Приморья. Краевой экспорт уверенно набирает обороты. В  2017  году приморские компании реализовали за рубежом товаров на сумму более 3 млрд долларов, что на 41% больше, чем в 2016 году. Мы вплотную приблизились к докризисным временам, когда экспорт товаров составлял 3,3–3,9 млрд долларов. Во время кризиса 2015 года экспорт упал сразу на 1,2 млрд долларов, составив 2,7 млрд долларов. Тенденцию падения приморские экспортеры преодолели лишь в 2017 году.
Качественный скачок стал возможен благодаря восстановлению в  Приморье стратегических производств и  открытию новых перспективных рынков.
Активно включилась в  процессы международного сотрудничества приморская “оборонка”. Так, в  2017  году Арсеньевская авиационная компания “Прогресс”, выпускающая военные вертолеты Ка-52, известные как “Аллигаторы”, заключила контракт на их поставку в Египет. Сумма контракта  – 641  млн долларов, что составляет 20,9% всего регионального рынка экспорта. В ближайшее время завод планирует выпускать корабельную модификацию Ка-52, а  также гражданский многофункциональный вертолет Ка-62, который создается по схеме широкой международной кооперации.
Это значительно упрощает процесс сертификации машины по международным нормам летной годности. Ка-62 вызвал интерес буквально с самых первых дней: едва опытный образец представили на авиасалоне МАКС-2013, появились первые заказчики – бразильская компания Atlas Taxi Aereo и колумбийская Vertical de Aviacion.
В настоящий момент предприятие полностью обеспечено заказами по госконтрактам и зарубежным поставкам до 2027 года. Это еще одно подтверждение высокого качества и  экспортного потенциала продукции приморской оборонной промышленности.
Новым трендом международного сотрудничества является расширение рынков сбыта местной продукции. Сегодня в  Приморье сформирована большая группа компаний-производителей, которые уверенно работают на зарубежных рынках по всему миру. К  примеру, производитель системы автоматизации контроля давления в шинах Tire Keeper компания “Восток”, признанная в 2017 году самым успешным экспортным проектом, поставляет свою продукцию в полтора десятка стран, в том числе европейских.

От Египта до Китая

Арсеньевская авиационная компания “Прогресс” полностью обеспечена заказами по госконтрактам и зарубежным поставкам до 2027 года

Сделка с “Прогрессом” позволила Египту серьезно подняться по объемам экспорта в списке стран, в которые поставляется продукция Приморья. Вместе с  тем главным внешнеэкономическим партнером Приморья традиционно остается Китай. В 2017 году в КНР было поставлено товаров на сумму 1,1 млрд долларов. Изначально структура внешнеторговых отношений Россия – Китай складывалась в рамках сырьевой модели, но в последние годы ситуация заметно поменялась.
Особо востребованы в  Поднебесной приморские продукты питания, что объясняется новыми запросами потребителей – на экологически чистые продукты, на европейскую культуру потребления. Приморье экспортирует в Азию мороженое, хлеб, мед, сою, мясо.

Зоны инвестиций

Открытие новых рынков экспорта связано с  появлением в  Приморье современных предприятий, которые получили мощные стимулы для развития благодаря действующим в крае особым экономическим зонам – свободному порту Владивосток (СПВ) и территориям опережающего развития (ТОР), ориентированным на создание высокотехнологичных масштабных производств несырьевого сектора с прицелом на крупнейший в мире рынок Азиатско-Тихоокеанского региона.
В Приморье созданы четыре ТОР – больше, чем в любом другом дальневосточном субъекте. ТОР “Михайловский” – крупнейший центр агробизнеса на Дальнем Востоке. “Надеждинская” – многопрофильная производственно-логистическая площадка. “Большой Камень” – cудостроительный кластер, где будут строиться суда любой сложности, характеристик и  назначений, в  том числе ледового класса, предназначенные для освоения шельфовых месторождений Дальнего Востока и развития Северного морского пути. “Нефтехимический” ставит задачу удовлетворить растущий спрос на нефтепродукты в регионе и на рынках АТР.

Туристическая привлекательность Приморья повышается. В 2017 году во Владивосток зашли 14 больших пассажирских лайнеров  иностранными туристами

Эти специализации позволили создать на территориях якорных резидентов, вокруг которых образуется пояс из предприятий малого и среднего бизнеса, работающих в сопутствующих направлениях: комплектующие, логистика, услуги. Для этих предприятий есть особые преференции. Например, входной порог в СПВ снижен до 5 млн рублей, и это те деньги, которые могут себе позволить и небольшие компании.
Положительный опыт уже есть: молодая приморская компания “Композитное кораблестроение” получила статус резидента СПВ в мае 2016 года, а  сегодня она уверенно выходит со своей продукцией на южнокорейский рынок. В декабре 2017 года компания провела переговоры с ведущим продавцом водной техники в Юго-Восточной Азии IGE Yachts о поставке катамарана Pacifico Voyager 117.
Этот факт можно считать сенсационным: впервые в истории российского судостроения зарубежные заказчики выразили готовность приобрести малые гражданские суда. Иностранные покупатели оценили, что при строительстве судов используются передовые технологии композитного судостроения и современные материалы отечественного производства.

Добавляя стоимость

Основная доля общего экспорта Приморья приходится на 3 группы: продукты животного происхождения  – 35,2%, минеральные продукты  – 24,4%, древесину и продукты ее переработки – 14,2%.
В экспорте древесины сегодня наметился новый тренд: на обработанные материалы, которые сегодня составляют половину экспорта древесины. За последние годы процент экспорта переработанных материалов в крае увеличился в несколько раз.
Высокие технологии являются приоритетом для группы предприятий “Тернейлес”, которая занимается глубокой обработкой древесины. Это крупнейшая лесоперерабатывающая компания на Дальнем Востоке. “Тернейлес” экспортирует около 800 тыс. куб. м древесины глубокой переработки (шпон) в Китай (10%), Японию (60%) и Республику Корею (30%).
Уходит от сырьевой составляющей и пищевая промышленность края. На международный рынок выходят приморские предприятия, которые поставляют в страны АТР продукцию с большей добавленной стоимостью. Мясоперерабатывающая компания “Ратимир” одной из первых среди российских производителей вышла на рынки стран АТР: Китая, Сингапура, Вьетнама, Гонконга, Малайзии.
“Ратимир” хорошо приняли в Японии, которая сегодня относится к числу стран с самыми высокими требованиями к экспортной продукции. Причем за высокое качество местные импортеры готовы выплачивать премию к цене, что делает Японию одним из самых привлекательных рынков.

Технополис

Действующие в регионе преференции и льготные налоговые режимы стали хорошим стимулом для многих уникальных проектов, в том числе авиаполиса “Янковский” – первого на Дальнем Востоке индустриально-промышленного парка. Среди основных арендаторов складов крупные компании федерального уровня: Royal Canin, Kari, “Эльдорадо”, DNS, “Самбери” и Samsung.
Сотрудничает “Янковский” и с иностранными компаниями. С 2016 года инвестор “Джей Ти” размещает на территории склада производственные мощности по сортировке и упаковке чая. В 2017 году “Янковский” принимал делегации Совета по развитию торговли Гонконга и южнокорейского города Донхэ, а также представителей китайского города Суйфэньхэ. Зарубежные коллеги заинтересованы в  развитии международных торгово-экономических отношений и изучают возможности для работы бизнеса на Дальнем Востоке.

Драгоценный рост

В 2017 году экономика края продемонстрировала позитивную динамику, и соответственно возрос объем экспортных поставок высокотехнологической продукции. Экспорт машиностроительной техники из Приморья увеличился в  16,5  раза. В  крае появились совершенно новые виды производств, в которых задействованы точные приборы и механизмы, такие как обработка драгоценных камней и металлов. Производство драгоценных изделий выросло более чем в 1 тыс. раз. Если в 2016 году зарубежные партнеры приобрели драгоценностей примерно на 8,5 тыс. долларов, то в 2017 году – уже на 11 млн долларов. Пока доля этой отрасли в экспорте края невелика – всего 0,2%, но в будущем эти цифры, безусловно, будут расти.

Из крупнейшего в России специализированного порта с высокотехнологичной перевалкой угля АО “Восточный Порт” грузы направляются в 13 стран Азиатско-Тихоокеанского региона

“Евразийский алмазный центр”, резидент СПВ, недавно запустил перспективный инвестиционный проект: одноименный инфраструктурный кластер, объединивший под одной крышей основные компании алмазно-бриллиантовой отрасли региона и  ориентированный на экспортно-импортные операции со странами АТР – прежде всего с Китаем, Индией, Японией и Южной Кореей.

Технологии логистики

Большой процент экспорта Приморья замыкается на портовые инфраструктуры. Из крупнейшего в России специализированного порта с высокотехнологичной перевалкой угля АО “Восточный Порт” грузы направляются в  13 стран Азиатско-Тихоокеанского региона. “Восточный Порт” ведет высокотехнологичную перевалку закрытым способом в  специализированном угольном комплексе. В будущем порт способен взять на себя максимум существующего грузооборота угля в портах Находки, что позволит высвободить ряд значимых приморских портов под другие производства, например перевалку рыбы или сельхозпродукции. На это Администрация Приморского края делает особый акцент.

Технологии образования

Ядром высшей школы Приморья являются крупнейшие вузы: Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), Владивостокский государственный университет экономики и  сервиса, Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского, Тихоокеанский государственный медицинский университет. В  них обучаются молодые люди не только из
Приморья и России, но и из стран АТР. ДВФУ заключил множество контрактов по обмену студентами с ведущими учебными заведениями стран Азии.

Центром ядра высшей школы Приморья является крупнейший вуз – Дальневосточный федеральный университет

В 2018 году открылась первая программа академического обмена с Токийским университетом, которая дала старт масштабному проекту по развитию социально-гуманитарных отношений России и Японии. Программа, участниками которой станут 220 студентов с каждой стороны, продлится до 2021 года. Стоит отметить, что ДВФУ сегодня сотрудничает с 40 ведущими научно-
образовательными центрами, государственными фондами и  крупнейшими компаниями Японии. Взаимодействие включает в себя научные исследования, программы академического обмена, грантовой и стипендиальной поддержки талантливых студентов и ученых.

Технологии развития

Вопросами экспорта и привлечения инвестиций на территорию края занимается целый ряд структур, в том числе Приморская торгово-промышленная палата и Центр развития экспорта Приморского края. Первостепенная задача – расширение внешнеэкономической деятельности в крае, интеграция в мировую экономику и продвижение на внешние рынки предприятий мало-
го и среднего бизнеса Приморья.

И эта задача успешно решается.