Проектное управление в организации медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации: реализация стратегии инновационного развитиявоенного здравоохранения

ДМИТРИЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ ТРИШКИН
НАЧАЛЬНИК ГЛАВНОГО ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ ФИСУН
ГЛАВНЫЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ФГБУ “ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ВОЕННОЙ МЕДИЦИНЫ” МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ РАН

 

 

 

На современном этапе развития системы государственного управления необходим поиск новых методов управленческой деятельности, учитывающих динамику общественно-политических и  социально-экономических процессов в  России. Внедрение проектного управления позволяет организациям как с государственной, так и с иной формой собственности значительно повысить эффективность своей деятельности по большинству направлений. Несмотря на то что термины “проект” и “программа” стали достаточно привычными для российских руководителей, далеко не все они обладают компетенциями в области управления.
Потребность перехода на принципы проектного управления в федеральных и региональных органах исполнительной власти диктуется процессами, связанными c модернизацией экономики, реализацией инфраструктурных и инновационных проектов, развитием промышленно-территориальных кластеров, расширением выпуска продукции, а в части, касающейся здравоохранения, – с интенсификацией развития наукоемких направлений в медицине.
Проектный подход обеспечивает детализацию и  прозрачность деятельности, позволяет повысить качество получаемых результатов, сократить сроки их достижения, способствует повышению уровня качества межведомственного взаимодействия, дает возможность выстроить прямую зависимость между результативностью деятельности государственных служащих и их мотивацией.
Правительство и  Министр обороны Российской Федерации предпринимают шаги по активному внедрению принципов проектного управления в  деятельность государственных организаций и  центральных органов военного управления Министерства обороны Российской Федерации, а также осуществляют нормативное и правовое регулирование.
Правительством Российской Федерации 26 декабря 2017  года принято постановление №1640 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие здравоохранения”, предусматривающее развитие отечественного здравоохранения на основе проектного управления.
Проектное управление в  медицинской службе Вооруженных Сил Российской Федерации (далее  – Вооруженных Сил) имеет свои особенности, и  они обусловлены задачами, выполняемыми медицинской службой как в мирное, так и в военное время. По отдельным направлениям работы медицинской службы Вооруженных Сил, связанным со стратегическим планированием деятельности в условиях военного времени, медицинского обеспечения отдельных мероприятий специальных контингентов, ликвидации чрезвычайных и кризисных ситуаций, техногенных катастроф и аварий, реализация основ проектного управления неприемлема.
Серьезным препятствием для введения системы проектного управления в  медицинской службе Вооруженных Сил является нехватка компетентных в  области управления проектами специалистов. Подготовка и  обучение специалистов в  области управления проектами в  здравоохранении, в  том числе в  военном здравоохранении, может быть самостоятельным эффективным проектом, оказывающим существенное влияние на качество оказания медицинской помощи в  среднесрочной и  долгосрочной перспективе.
Вместе с  тем внедрение принципов проектного управления в  целом ряде направлений деятельности медицинской службы Вооруженных Сил в мирное время, разработка и реализация современных проектов являются одним из инструментов повышения эффективности медицинского обеспечения на современном этапе и методом реализации стратегии инновационного развития военного здравоохранения.
Нельзя не учитывать такой сдерживающий фактор формирования системы проектного управления, как ограниченность ресурсов (финансовых, материальных, технических, кадровых и др.), при которой медицинской службе необходимо достичь максимально возможных результатов.
Анализ направлений деятельности медицинской службы Вооруженных Сил позволил выделить ряд основных проектных “стратегических портфелей”. Наиболее актуальные и востребованные из них:
– организация медицинского обеспечения;
– научно-исследовательское сопровождение деятельности медицинской службы Вооруженных Сил;
– подготовка специалистов медицинской службы Вооруженных Сил.
Указанные “стратегические портфели” объединяют всю проектно-ориентированную деятельность, направленную на достижение стратегических целей медицинской службы Вооруженных Сил.
Наиболее перспективные проекты в системе организации медицинского обеспечения Вооруженных Сил:
– создание условий для соблюдения здорового образа жизни;
– обеспечение качества и  доступности медицинской помощи льготным контингентам Министерства обороны Российской Федерации, оказание им высокотехнологичной медицинской помощи;
– формирование системы авиамедицинской эвакуации;
– совершенствование диспансеризации;
– развитие медико-психологической реабилитации и санаторно-курортного лечения;
– совершенствование санитарно-эпидемиологического надзора;
– развитие материально-технической базы медицинской службы;
– внедрение передовых технологий мирового уровня, основанных на методах молекулярной биологии и генетики;
– разработка новой модели оказания первичной медико-санитарной и  специализированной помощи на базе единой медико-технологической госпитальной базы.
В  настоящее время ряд проектов успешно реализуется медицинской службой Вооруженных Сил Российской Федерации.
Реализация проекта, предусматривающего совершенствование диспансеризации, за 2015–2017 годы позволила повысить долю здоровых военнослужащих с 59% до 64%, увеличить охват военнослужащих углубленным медицинским обследованием с 88,4% до 95,6%, снизить общую заболеваемость военнослужащих на 2,8%, а по пневмониям на 16,6%.
Удалось существенно повысить количество военнослужащих, которые прошли мероприятия по медико-психологической реабилитации, – с менее чем 1500 до 2150 человек. Санаторно-курортным лечением и оздоровительным отдыхом обеспечено свыше 140 тыс. военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Успешная реализация проекта по организации высокотехнологической помощи контингентам Министерства обороны Российской Федерации позволила значительно увеличить количество граждан, которым оказан указанный вид медицинской помощи, до 13 тыс. человек (ранее – менее чем 8 тыс.).
В медицинской службе Вооруженных Сил сформирована новая система авиамедицинской эвакуации, в результате чего поставлено 10 модулей медицинских самолетных для Ил-76, 16 вертолетных для Ми-8 и 10 одноместных для Ка-226. Эвакуировано более 60 пациентов в тяжелом состоянии.
В  рамках реализации проекта по развитию материально-технической базы медицинской службы Вооруженных Сил закуплены современные комплекты медицинских комплексов на базе пневмокаркасных сооружений, поставлено более 2,4 тыс. единиц современной медицинской техники и имущества. В настоящее время продолжается переоснащение военно-медицинских организаций и медицинских подразделений воинских частей и организаций современной медицинской техникой и имуществом.
Создание условий для соблюдения здорового образа жизни военнослужащих включает четыре составляющих:
– внедрение информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний военнослужащих о негативном влиянии факторов риска на здоровье и о возможностях его снижения;
– разработку и внедрение концепции центров здоровья и кабинетов здоровья в военно-медицинских организациях Минобороны России;
– разработку способов отказа от курения и комплекса мер по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, а также  способов снижения потребления алкоголя, профилактики потребления наркотиков и наркотических средств;
– повышение физической активности военнослужащих и  доступности оздоровительных мероприятий (включая оздоровительный отдых и санаторно-курортное лечение в санаторно-курортных организациях и на базах отдыха Министерства обороны Российской Федерации).
Развитие научно-исследовательского направления деятельности медицинской службы Вооруженных Сил подразумевает реализацию следующих крупных проектов:
– развитие информационных систем и телемедицинских технологий;
– разработка перспективных фармацевтических препаратов и нового медицинского оборудования;
– разработка инновационных методов диагностики (включая молекулярные биомаркеры);
– формирование устойчивых связей (в том числе на договорной основе) со смежными, заинтересованными научно-исследовательскими структурами (кластерами) в рамках межведомственного взаимодействия;
– разработка мобильных систем оценки состояния военнослужащего как составной части современных и перспективных экипировок военнослужащих;
– разработка средств защиты (технических и фармацевтических) при применении оружия массового поражения.
Еще в 2012 году лидеры Всемирного экономического форума назвали 10 важнейших технологий, которым стоит уделить повышенное внимание.
Персонализированная медицина, синтетическая биология, обработка информации тоже представлены в  этом списке. Они позволят разрабатывать новые биологические процессы и организмы, создавать новые терапевтические средства. Прорыв в таких областях, как геномика, протеомика и метаболомика, открывают возможности для создания “личной” медицины.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (2013 год) в связи с этим отмечено: “Нельзя отставать и от мировых тенденций. Ведущие страны уже стоят на пороге внедрения лечебных технологий, построенных на био- и  генной инженерии, на расшифровке генома человека. Это будет действительно революция в медицине. Считаю, что Минздрав и Российская академия наук должны сделать приоритетными фундаментальные и прикладные исследования в сфере медицины”.
Правительством Российской Федерации утвержден также долгосрочный прогноз научно-технологического развития России до 2030 года. К приоритетным направлениям развития науки и технологий отнесены дисциплины, изучающие жизнь (биотехнологии, медицина и здравоохранение), и их развитие невозможно без информационно-коммуникационных технологий, новых материалов и нанотехнологий.
По каждому из приоритетных направлений отмечены глобальные вызовы, угрозы и так называемые окна возможностей, определены инновационные рынки, оценен потенциальный спрос.
В  частности, в  сфере наук о  жизни среди угроз значатся высокая смертность из-за сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, недостаточная эффективность мер по предупреждению инфекционных заболеваний, неэффективная система реабилитации, высокая стоимость лекарственной терапии социально значимых заболеваний, критическое отставание научно-исследовательской и  производственно-технологической базы биотехнологий, недостаточные инвестиции в развитие биотехнологических производств.
Среди приоритетных направлений развития отмечены следующие: молекулярная диагностика, биомедицинские клеточные технологии, биокомпозиционные медицинские материалы, биоэлектродинамика и  лучевая медицина, промышленные биотехнологии, геномная паспортизация человека, перспективные лекарственные кандидаты. Эти приоритетные направления будут учтены в  государственных программах, инновационных программах крупнейших российских компаний и дорожных картах развития высокотехнологичных отраслей промышленности, и  показанные результаты необходимо внедрить в военном здравоохранении. Эффективным способом такого внедрения является применение проектного управления в инновационной деятельности.
Учитывая геополитическую обстановку в мире и направления развития мировой науки, особенно в изучении генома человека, обоснованность инновационной деятельности для военной медицины в этой области обусловлена рядом факторов.
1. Имеется необходимость решения текущих и перспективных задач повседневной деятельности по снижению заболеваемости военнослужащих, повышению эффективности профилактических мероприятий и  профессионального отбора, увеличению работоспособности военнослужащих.
2. Практические приложения геномики, возможность генетического тестирования, профилактических мер, снижающих риск заболеваний, и  генной терапии заболеваний в  настоящее время доступны не всем.
Доступ и далее будет лимитирован, а это увеличивает риск ограничения мер по снижению заболеваемости в  рамках санкций и  повышает вероятность манипулирования и давления при импорте технологий.
3. Фармакогеномика становится общепринятым подходом не только для создания многих лекарств, но и  для появления генетически модифицированных микроорганизмов или специально сконструированных молекул ДНК, которые могут быть источником биологического терроризма. При этом ведется серьезная дискуссия о возможности государств контролировать биологическую безопасность. Необходимы исследования по защите от использования агентов для нанесения ущерба жизни и здоровью ради достижения целей политического и материального характера.
4. Проводимые исследования свидетельствуют о  том, что диагностическая значимость методов анализа улучшится, если добавить большее число биомаркеров, которые могут быть по биологической природе самыми разнообразными. Это метаболиты, генетические полиморфизмы, транскрипты, различные РНК, протеины.
К особенностям военного здравоохранения следует отнести необходимость действовать в условиях ограниченных диагностических и временных ресурсов. В  связи с  этим в  будущих исследованиях необходимо уточнение прогностической значимости моделей с  включением лабораторных исследований и без включения биомаркеров.
Совершенствование подготовки специалистов медицинской службы Вооруженных Сил подразумевает реализацию следующих проектов:
– новая модель основной подготовки курсантов и  слушателей Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, базирующаяся на единой платформе и включающая теоретическую подготовку, обучение в симуляционном центре при отработке практических навыков;
– работа с пациентами клиник академии;
– последипломная подготовка специалистов в области управления проектами, менеджмента в здравоохранении;
– разработка основ подготовки специалистов медицинской службы в полевых условиях (в рамках тактико-специальных учений) с обязательной апробацией новых лечебно-диагностических методов и  образцов медицинской техники;
– повышение квалификации и  стажировка профессорско-преподавательского состава академии в ведущих научно-исследовательских организациях России и мира.
Таким образом, выбор стратегии развития медицинской службы Вооруженных Сил  – главная часть стратегического управления инновационными проектами. Однако реализация успешного проекта в  медицинской службе Вооруженных Сил возможна только при условии наличия четко поставленных и реально достижимых, текущих и перспективных целей. В России и мире накоплен достаточный опыт в управлении проектами, но не все они реализовались в заданные сроки и в полном объеме из-за недостаточного контроля, не всегда компетентного подхода и отсутствия четкой мотивации проектных команд, что, несомненно, необходимо учитывать при разработке и реализации проектов в медицинской службе Вооруженных Сил.
Новая редакция государственной программы Российской Федерации “Развитие здравоохранения” направлена на улучшение здоровья населения (в  том числе контингентов Министерства обороны Российской Федерации) и показателей деятельности организаций здравоохранения на основе:
– постоянной модернизации технологической базы отрасли;
– развития медицинской науки и образования;
– улучшения кадрового состава;
– внедрения современных информационных технологий;
– разработки и  внедрения современных стандартов управления медицинской службой Вооруженных Сил.
Внедрение проектного управления в  медицинской службе Вооруженных Сил, разработка и реализация стратегических системообразующих проектов способствуют инновационному развитию военного здравоохранения, которое возможно на основе взаимовыгодного плодотворного сотрудничества с  медицинскими организациями Министерства здравоохранения Российской Федерации, промышленными предприятиями, научно-исследовательскими организациями, высшими учебными заведениями России.