Развитие науки и технологий – безальтернативный путь к независимости и конкурентоспособности

ГРИГОРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ТРУБНИКОВ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, АКАДЕМИК РАН

 

 

Государственная политика в сфере развития науки и технологий сегодня направлена прежде всего на создание условий для развития фундаментальной науки и важнейших прикладных исследований и разработок, международного научно-технического сотрудничества, сохранения и развития кадрового потенциала научно-технического комплекса, стимулирования спроса на инновации со стороны реального сектора экономики и увеличения поддержки прикладных исследований и экспериментальных разработок за счет средств частного капитала.
Для ее успешной реализации нужно понимать, какие главные проблемы – прежде всего социально-экономические – стоят перед человечеством в целом и перед нашей страной в частности, и эффективно решать их с привлечением науки и новых технологий, бизнеса и вовлечением наукоемких отраслей, обладающих высокой прибавочной стоимостью.
В этой связи особую важность приобретает утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года №642 Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (далее – Стратегия), приравненная по статусу к Стратегии национальной безопасности. Такое сопоставление документов обусловлено важным трендом последних лет, когда в контексте классического перехода технологий из военной сферы в гражданский сектор набирает обороты трансфер результатов гражданской науки в оборонно-промышленный комплекс1.
Цель Стратегии – достичь технологической независимости страны и обеспечить конкурентоспособность экономики за счет инноваций. То есть наука рассматривается как источник благосостояния и развития экономики.
При этом основная идея документа – обеспечение способности страны эффективно отвечать на “большие вызовы”, являющиеся совокупностью проблем, угроз и возможностей, сложность и масштаб которых таковы, что они не могут быть решены, устранены или реализованы исключительно за счет увеличения ресурсов. Среди главных вызовов, требующих своевременной реакции государства, Стратегия выделяет: необходимость перехода на использование возобновляемых ресурсов, демографический кризис, возрастание антропогенных нагрузок на окружающую среду, рост значимости энерговооруженности экономики, внешние угрозы национальной безопасности, а также необходимость эффективного освоения территории страны. Своевременной реакцией на большие вызовы должно стать создание технологий, продуктов и услуг, необходимых для существенного повышения качества жизни населения и востребованных в мире.
Целеполагание в науке – это результат совместной деятельности научного сообщества, бизнеса и государства. В связи с этим на государственномуровне стимулируется привлечение коммерческих организаций к инвестированию в научные исследования и разработки с целью их последующей коммерциализации.
Организацию научной, научно-технической и инновационной деятельности определяет ряд внутренних факторов развития: сжатие инновационного цикла, междисциплинарный характер исследований и разработок, увеличение информационного поля научно-технического пространства.
В число приоритетов научно-технологического развития России в ближайшие 10–15 лет входит переход к новым, в том числе передовым цифровым, интеллектуальным, технологиям, искусственному интеллекту, системам обработки больших объемов данных, экологически чистой энергетике и агропромышленности, персонализированной медицине. Также сюда относится противодействие различным угрозам, представляющим опасность для общества, в том числе техногенным, социокультурным угрозам, терроризму, экстремизму.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года №1325-р был утвержден план мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития России на 2017–2019 годы (далее – План). План содержит мероприятия нормативного и организационного характера, направленные на развитие институциональной среды, а также на реализацию приоритетных направлений развития науки, техники и технологий, обозначенных в Стратегии. План включает разработку и утверждение государственной программы Российской Федерации “Научно-технологическое развитие Российской Федерации”, в состав которой войдут программа фундаментальных исследований и комплексные научно-технологические программы по приоритетным направлениям, определенным Стратегией. Согласно Плану для разработки таких программ будут создаваться советы по приоритетным направлениям научно-технологического развития. Также План включает в себя меры по выявлению талантливой молодежи и созданию возможностей для построения успешной научной карьеры, в том числе разработку “дорожной карты” по развитию технологического предпринимательства студентов и молодых ученых, совершенствование системы присуждения ученых степеней, поддержку детского и молодежного научно-технологического творчества.
Исполнение Плана координирует Минобрнауки России, ответственными исполнителями являются федеральные органы исполнительной власти, институты развития, фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, Российская академия наук и государственные корпорации.
Мониторинг реализации Стратегии обеспечивается Правительством Российской Федерации и президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Результаты мониторинга реализации Стратегии и выполнение Плана отражаются в совместном экспертно-аналитическом докладе Правительства Российской Федерации и президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию о научно-технологическом развитии страны, который представляется Президенту Российской Федерации не реже одного раза в 3 года.
Ключевым аспектом успешного научно-технологического развития является наличие развитой научной инфраструктуры. На сегодняшний день в России функционируют сеть центров коллективного пользования научным оборудованием, суперкомпьютерные центры, уникальные научные установки, включая объекты класса “мегасайенс”. Тем не менее российская наука в значительной степени остается зависимой от импорта научного оборудования иностранного производства. В обозримой перспективе эта зависимость должна быть устранена.
В настоящее время Россия участвует в нескольких крупных международных мегасайенс-проектах: Европейский центр синхротронного излучения (ESRF); Европейский рентгеновский лазер на свободных электронах (XFEL); Большой адронный коллайдер (LHC) в ЦЕРН (CERN); Европейский центр по исследованию ионов и антипротонов (FAIR); Международный термоядерный экспериментальный реактор ИТЭР (ITER).
Однако стратегическим направлением в развитии научной инфраструктуры является создание в формате международного сотрудничества именно на территории Российской Федерации целого комплекса установок класса “мегасайенс”. Сегодня активная работа ведется по следующим 6 проектам:
Международный центр нейтронных исследований на базе высокопоточного исследовательского реактора “ПИК” (ПИЯФ имени Б.П. Константинова, Гатчина); Рентгеновский источник синхротронного излучения четвертого поколения (ИССИ-4) (РНЦ “Курчатовский институт”); Комплекс сверхпроводящих ускорителей тяжелых ионов “НИКА” (NICA) (ОИЯИ, Дубна); Токамак с сильным магнитным полем “Игнитор” (ГНЦ РФ ТРИНИТИ, Троицк); Ускорительный комплекс со встречными электрон-позитронными пучками “Супер чарм-тау фабрика” (ИЯФ имени Г.И. Будкера СО РАН, Новосибирск); Международный центр исследований экстремальных световых полей лазерного излучения (ЦИЭС, XCELS) (ИПФ РАН, Нижний Новгород).
Сегодня установки класса “мегасайенс” ориентированы на физику высоких энергий, в которой Россия имеет крепкие позиции. Однако необходимо создавать аналогичную инфраструктуру в других научных областях, в которых наша страна отстает от передовых государств. В целом, для России с ее территорией и потенциалом таких крупных проектов должно быть не менее
10. С развитием подобных проектов по всей стране образуется научная сеть, которая позволит вывести науку на новый уровень.
Среди ключевых задач Стратегии – привлечение зарубежных ученых в Россию и интеграция нашей страны в мировую науку. Одной из наиболее успешных государственных инициатив в этом направлении стала программа “мегагрантов”, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года №220. Она нацелена на создание современных лабораторий в российских вузах и академических институтах под руководством ведущих мировых ученых.
За время действия программы было образовано в общей сложности 200 лабораторий с численностью работников более 5 тыс. человек. Среди руководителей лабораторий 3 лауреата Нобелевской премии и лауреат Филдсовской премии.
Не стоит забывать и об ученых-соотечественниках, уехавших за границу. Их ресурсы и возможности могут быть использованы для трансфера новейших технологий, обмена исследовательским и административным опытом в целях развития научно-технического сектора России. С 2015 года при Минобрнауки России действует Рабочая группа по взаимодействию с научной диаспорой, обеспечивающая коммуникационную площадку, где представители министерства, научной диаспоры, а также их коллеги из ведущих научных организаций России обсуждают вопросы взаимодействия с учеными, уехавшими из страны, но желающими поддерживать контакты с Россией.
Необходимо отметить и важность регионального аспекта научно-технологического развития. Развитие науки в России должно происходить не только в Москве или Санкт-Петербурге. Наша страна располагает огромной территорией, и каждый субъект Российской Федерации имеет свою специфику. Тем не менее практически все регионы имеют перспективы научно-технологического развития, поскольку каждый из них представляет интеллектуальный капитал нации.
В этой связи большое значение имеет новый закон о наукоградах Российской Федерации, вступивший в силу с 1 января 2017 года2. Известно, что наукограды были точками регионального научно-технологического развития еще в советские времена, однако после распада СССР многие из них перестали быть конкурентоспособными. Это связано с низкими доходами муниципалитетов, отсутствием возможности обеспечить ученым достойные условия работы.
Закон о наукоградах должен изменить ситуацию и снова стимулировать ученых работать в регионах. Каждый наукоград должен выбрать свою стратегию развития, в рамках которой он является наиболее конкурентоспособным.
Этот шаг позволит привлечь инвестиции, пригласить ученых под конкретные задачи и т.д. Успешным примером такого подхода может послужить г. Бийск (Алтайский край). Приоритетным направлением развития здесь было выбрано производство функциональных медицинских продуктов питания на основе природных компонентов, и на этой базе сформирован действенный и успешно реализуемый план научно-технологического развития города.
В заключение необходимо подчеркнуть, что сегодня российская наука и научное сообщество приблизились к качественно новому состоянию, в котором последовательность государственного планирования сочетается со свободой творчества ученых, поощрением инициативы и ответственности за результат. Эта модель взаимоотношений государства с гражданским обществом в научно-технологической сфере закладывает крепкие основы для долгосрочного развития в России науки и технологий.

1 Медведев Д.А. Новая реальность:
Россия и глобальные вызовы //
Вопросы экономики. – 2015. –
№ 10. – С. 11.

2 Федеральный закон от 20 апреля
2015 года №100-ФЗ “О внесении
изменений в Федеральный закон
“О статусе наукограда Российской
Федерации” и Федеральный закон
“О науке и государственной научно-
технической политике”